TY - JOUR TI - Размышления о целях и результатах T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - вечерняя школа KW - образование взрослых KW - цели школьного образования KW - результаты обучения KW - образ жизни KW - жизненная позиция KW - мотивация учебной деятельности KW - решение проблем KW - школа KW - социальный заказ AB - Лебедев Олег Ермолаевич — доктор педагогических наук, член-корреспондент РАН, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук. Эл. адрес: o_lebed@mail.ru Адрес: Московская высшая школа социальных и экономических наук, Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, корп. 2.С позиции и в контексте шестидесятилетнего опыта педагогической деятельности автора рассматривается проблема взаимосвязи целей и результатов в сфере образования. Общие цели школьного образования представлены как трехуровневая система: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям изменения общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных значимых для учащихся проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами.Обсуждаются проблемы интерпретации социального заказа системе образования. Современный социальный заказ школе, отражающий потребности быстро меняющегося общества, определяется как освоение выпускниками нового образа жизни, который предполагает решение задачи выбора в ситуации неопределенности. Отмечается существующий в настоящее время разрыв между необходимостью обеспечить соответствие целей школьного образования социальному заказу и сохранением традиционных целевых ориентиров на достижение суммы результатов по учебным дисциплинам. Подчеркивается, что формирование полных, глубоких и прочных знаний не является главной целью школьного образования: учебные программы по школьным предметам следует рассматривать как набор возможностей, которые ученик может использовать в той степени, которая соответствует его познавательным способностям и запросам. Указывается на необходимость модернизации основных элементов предметно-классно-урочной системы.Смысл современного школьного образования определяется как воспитание интеллигентного человека, способного принимать ответственные решения в ситуации выбора в различных сферах жизни.  AU - О. Е. Лебедев UR - https://archive_vo.hse.ru/2013--1/111969863.html PY - 2013 SP - 7-24 VL -